Постройки города располагаются в строгом порядке, определяемом бюро планирования Ашшура.
Большая часть торговли проходит в прибрежном районе города. Океан врезается в континент в районе Ашшура крупным С-образным заливом, вокруг которого и вырос город благодаря тому, что даже самые жестокие штормы остаются за предупредительными буйками, указывающими чужим судам на отмели на входе в залив. В случае военной угрозы с моря вход перегораживается покрытой рунами и зачарованной цепью, которая намертво перекрывает вход кораблям и, как ни странно, любым иным способам пройти через него, вплоть до телепортации.
Залив имеет крайне внушительные размеры и формой напомнил первым жителям мифического белого кашалота - не каждое внутреннее озеро Ванатура может похвастаться такими, из-за чего получил название Дик. Его берег был без затруднений разделен на несколько зон - юго-восточное побережье отдано чужим торговым судам, складам для их товаров и тавернам для отдыха иноземцев. Район отгорожен от остального города каменной регулярно патрулируемой стеной и в иные зоны города без специального пропуска не попасть. Военным судам, не принадлежащим Ашшуру, вход в залив и вовсе запрещен - максимум, на что может надеяться прибывший на таком посол - проплыть через Пасть Дика, как называют вход в залив, на ялике без оружия и с телохранителями числом не более трех, которые все равно будут вынуждены пройти строжайшую проверку и сдать все оружие, в том числе и замаскированное, а также надеть антимагические браслеты, если будут обнаружены следы магии в ауре.
Южная и юго-западная части берега отданы гражданским кораблям Ашшура. Здесь можно встретить суда на любой вкус - от утлого кеча беднеющего рыбака до внушительных китобойных флотилий, состоящих из крупной, используемой для первичной разделки и транспортировки добычи, четырехмачтовой баркантины в окружении двухмачтовых шхун с гребными лодками по бортам. Отсюда груженые ворванью, амброй и рыбой телеги разъезжаются в ближайшие районы города, где без устали работают те, кто не имеет собственной крыши над головой.
Западной части залива характерен высокий скалистый берег, в котором были пробиты ворота в небольшой водоем на заднем дворе особняка барона Валькар. Там стоит личная двухмачтовая шхуна главы города - прочная, быстроходная и неплохо для своих размеров защищенная как от непогоды, так и от недругов. Шхуна служит семейству Валькар верой и правдой уже больше десяти поколений, однако находится в таком же прекрасном состоянии, как и когда сошла со стапелей корабельных верфей, находящихся в северной части залива.
Северо-западная часть Дика отдана причалам небольшого военного флота Ашшура. Его гордость - четырехмачтовый фрегат “Дух мщения”, одного вида которого нередко бывает достаточно, чтобы подорвать боевой дух противника. За все столетия своего существования судно не проиграло ни одной схватки, из-за чего фрегат выводят в открытые воды лишь в случае крайней нужды как главный козырь.
И, наконец, северная часть залива, вплоть до городской стены, защищенной системой валов от непогоды, отдана судостроительным верфям. Корабелы Ашшура славятся по обе стороны Ледникового моря как непревзойденные мастера, любящие свое дело. Город редко продает пригодную для кораблестроения древесину, но с удовольствием принимает заказы на строительство судов. Даже лодка, сошедшая со стапелей ашшурских верфей, может дать рыбаку, волей случая обретшему такое сокровище, полное право смотреть на своих соседей с их кривыми, рассыхающимися шлюпками, сверху вниз.
Для тех, кто приходит в Ашшур торговать по суше, расположены западные ворота прямо напротив Пасти Дика. За ними расположена огороженная так же, как иноземный портовый район, торговая площадь. В случае осады с суши она превращается в огневой мешок - по периметру расположено множество бойниц и охранных устройств, как механических, так и магических.
С торговой площади ведут только одни ворота, выходящие на центральную улицу, называемую Советской улицей. Она идет с запада на восток и выходит на площадь перед городской ратушей, где заседает Совет Достойных, из-за чего и получила свое название. Вдоль всей ее длины расположены скорняжные мастерские, предлагающие счастливчикам-иноземцам, прошедшим дальше торговой площади, отменные изделия из пушнины, зверье для которой выращивается в подконтрольных Ашшуру деревнях или отлавливается в близлежащих лесах, а также питейные, в которых подают вареный мед отменного качества. От нее  отходят, подобно ребрам от позвоночника, С-образные улицы, ведущие в разные районы города.
Если обойти ратушу, то можно увидеть вход в особняк барона с суши. Кованые ворота преграждают путь всякому, кто не имеет оснований для того, чтобы беспокоить местного властителя. Если же кто-то рискнет проникнуть за них и ему посчастливится обхитрить стражу, то он наткнется на неподкупных охранников покоя Валькара - собак ашшурской породы в артефактных ошейниках, которые не позволят совладать с животными даже с помощью магии. В условиях лесотундры, где крайне мало пищи для скота, лошадей себе позволяют единицы. Гораздо популярнее эти, мощные и крупные собаки. Они неприхотливы в еде, прекрасные сторожа и верные слуги. Единожды выбрав хозяина, они служат ему до конца. Поэтому с каждым щенком, который должен принадлежать ему, барон возится на псарне в первые недели жизни того лично. Зато в итоге он уверен в безграничной преданности каждого из крупной своры, которая носится по мерзлой земле двора перед особняком.
На северо-восточной оконечности полумесяца, который из себя представляет город, находится пустырь, выжженный постоянными практиками магов, живущих в башне, находящейся посередине. К ней примыкают лаборатории алхимиков, которых Коллегия магов взяла к себе под крыло после серии пожаров в городе из-за экспериментов научников. Друиды, впрочем, убедившись, что восстанавливать растительность на пустыре бесполезно, поселились вне башни, однако недалеко от нее.
На полпути от особняка Валькаров к башне, около причалов военных судов, расположены казармы. С ними рядом расположены кузница и тюрьма. Последняя нередко пустует, так как законы в городе столь же суровы, сколь климат, в котором живут эти люди.
Дороги в черте города не имеют вид колеи в мерзлой грязи нигде. Так как Ашшур сам себе государство, а значит, его облик - его лицо, то и дороги должны быть достойны его положения столицы. Крупные дороги вымощены брусчаткой, мелкие - дробленым ракушечником либо покрыты деревянными настилами. За их состоянием внимательно следят и всегда своевременно устраняют все повреждения.
В жилых кварталах живут семьи горожан, достаток которых позволяет жить в отдельном доме. Из-за недостатка площади в стенах города дома плотно прилегают друг к другу и редко имеют меньше двух этажей. В силу патриархальных традиций семейные узы крайне сильны и потому сыновья почти никогда не покидают отчий дом, а безропотно ухаживают за стареющими родителями, обеспечивая их кровом, заботой и пищей в благодарность за все усилия, приложенные стариками, чтобы вырастить детей. При этом в одном доме может жить три-четыре молодые семьи, ухаживающие за одной и той же пожилой парой, с удовольствием нянчащей ораву внуков.
В каждом жилом квартале расположена общественная баня, которую горожане посещают не реже раза в неделю всей семьей. Менталитет диктует свои правила - разделения на женскую и мужскую части нет, однако в помывочной единовременно могут находиться члены лишь одной семьи.
Те, кто по каким-либо причинам не имеет собственного жилья и холост, живут в работных домах. Кварталы из этих зданий были построены на деньги, выделенные из казны города, а потому и платят горожане за проживание сборщикам податей. Цена невысокая, что дает людям возможность копить деньги на свои нужды. Работные дома представляют из себя двух- (реже трех-) этажные здания без внутренних перегородок с рядами кроватей и тумбочками для личных вещей. Каждое утро все проживающие выходят в одно и то же время и старший по дому закрывает дверь на навесной замок. Ценностей, живя в таких зданиях, люди не держат, поэтому воровство там бессмысленно.
Особняком стоят работные дома для семейных пар - инсулы. Плата за проживание в них гораздо выше, однако оно дает молодой семье то, в чем она нуждается больше всего - уединение и пространство. По сути, инсула - работный дом, разделенный внутри перегородками на комнаты.
Все, кто живет в работных домах и инсулах, работают на важных для города, но низкооплачиваемых должностях. Они те, на ком держится Ашшур в первую очередь - грузчики, уборщики, работники мануфактур. Мануфактуры разнообразны - на них перерабатывается весь спектр даров моря и близлежащего леса. Отдельно идут медоварни - город принципиально закупает лишь составляющие алкогольного напитка, сам же мед готовится на месте.
Естественно, что запашок в зоне мануфактур при работе с животным материалом даже в условиях трескучих морозов на улице так себе, потому, чтобы работные дома не так сильно пропитывались этим запахом, между ними располагается пояс складов, на которые свозится уже готовая продукция.
В городе существует три официально разрешенных религии, среди которых нет ни одной, которая была бы однозначно светлой или темной.
Так как для обеспечения презентабельного вида города прилагается много усилий, а тратится еще больше средств, вонь продуктов жизнедеятельности человека недопустима. Именно потому, когда Ашшур только начал обзаводиться каменной стеной, приобретая статус города, Совет принял решение обустроить под городом систему сточных каналов. В процессе исследования каменистого плато, на котором и располагается город, были обнаружены пещеры карстового происхождения и подземные источники пресной воды. Изолировав источники для последующего использования, гномы отделали и укрепили своды пещер, создав на их основе сеть тоннелей. С одной стороны она используется как канализация. С другой - каждый особняк имеет тайный вход в тоннели на случай нужды. Система крайне обширна и запутанна, потому почти любой, кто рискнет туда спуститься без карты или провожатого, обречен заблудиться в ней и погибнуть.